Новые роли: дети играют в родителей
Кому не известны знаменитые Шекспировские слова: «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры»? На протяжении своей жизни мы исполняем множество ролей, эти роли мы учимся играть с самого детства, и остаток наших дней проходит также в ролях, но уже иных.
В своей семье мы играем главные роли — мужа или жены, отца или же матери. Общаясь со своими родителями у нас иная роль – ребенка, и неважно, что уже повзрослевшего и подросшего, для своих родителей мы навсегда будем исполнять роль ребенка.В зависимости от жизненной ситуации и обстановки роли наши меняются и меняется их игра.
На работе мы — коллеги, начальники, подчиненные. В магазине – покупатели, в транспорте наша роль пассажиров. Все это воспринимается обыденно и привычно. А стоит попробовать сыграть новую роль – и получение в больших дозах адреналин гарантировано.
Дети практически каждый день получают новую роль, мир открывается для них новыми гранями, происходит познание мира пока еще посредством игры.Каким же образом игра влияет на характер ребенка, а также его восприятие мира? Что дают малышам ролевые игры? Попытаемся разобратьсяВзять, например всем известную игру «в дочки матери», играя в нее малыш «проживает»вовсе не детскую жизненную ситуацию. И ведь интерес к этой игре в большей степени присущ девочкам, они как бы проигрывают, заложенные природой инстинкты.
Ролевые игры
Выбирая для себя сюжетно-ролевую игру, практически каждый ребенок проигрывает некий сценарий взрослой жизни. Самое важное, чтобы примеряя на себя взрослые роли, дети чувствовали себя уверенно и комфортно.
Любимая игра
Вы заметили, что ваш ребенок взял под свое покровительство любимую игрушку, или же просто игрушку, будь то кукла, плюшевый мишка или зайка, можно сказать с уверенностью, первый шаг к взрослению сделан (и совершенно неважно, что ваш малыш пока еще способен только носить с собой игрушку и укачивать ее).
Начальная стадия игры – первый этап (приходиться примерно на возраст 1,5 – 2 года) – во время происходит имитация наиболее простых бытовых ситуаций – ребенок носит, укачивает куклу (другую игрушку), кормит ее, купает, одевает, раздевает.
Второй этап, как правило, приходится на возраст от 3 лет, ребенок уже способен не просто копировать и подражать действиям взрослых, а и сам выдумать и разыграть сценку. Например, малыш придумал игру – у его игрушек-друзей – обед. Воображаемый сценарий предполагает, что его игрушки не хотят кушать, они как бы отворачиваются от тарелок, капризничают или смеются.
Ребенок уже распределил роли на игрушки и себя. Он может их подбадривать, уговаривать и даже наказывать. Т.е в этой ситуации он примеряет на себя «взрослую» роль. К тому же именно в детстве происходит закладка модели поведения будущей мамы.
Третий этап, он приходится на возраст от 4 до 6 лет. Придумывая в этом возрасте игры, ребенок нуждается в компании сверстников. Игра превращается в сюжетно-ролевую. В этой игре уже возможно проявление умения ребенка перевоплощаться, повторяя поведение других детей.
Иногда в «дочки — матери» играют и мальчики, однако та роль, что им отводится в этой игре, не будет центральной. «Папа» в игре может уйти на работу, уехать в командировку и даже отправится на войну. Сюжет тесно переплетен с ролью своего папы, из реальной жизни.
Некоторые мальчишки также увлеченно играют в куклы, но это, как правило, кратковременное увлечение. Девочки же в возрасте 4-6 лет, практически все с увлечением играют в эту игру. Она остается основной и любимой у одних девочек до первого класса, у других до пятого.
В завершении хочется сказать, что итогом «промеривания» на себя новой роли может дать просто ошеломляющие результаты. Мы можем лучше понять своих детей, понять их желания, размышления, а также появляется возможность обосновать их манеру поведения. В это же время дети лучше чувствуют и понимают нас, взрослых. А, как известно, доверие и взаимопонимание – это прямая дорога к разрешению конфликтов.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!