Изолирование как защитный механизм психики

pic03605 01 e1621889314511

Защитные механизмы психики по своему действию можно сравнить с имунной системой человека, при помощи которой поддерживается гомеостаз (постоянство среды внутри организма). Только иммунитет защищает тело, а защитные механизмы —  душу, точнее сказать, психику, включаясь при психотравмирующих жизненных ситуациях, происходящих в судьбе человека. Защитные механизмы предохраняют сознание личности от перегрузок отрицательными эмоциями и обеспечивают стабильность и психологическое равновесие.С чего начинается формироваться психический иммунитет? Одной из первых примитивных форм психологической защиты выступает изолирование. Эта индивидуально-психологическая особенность, по мнению многих исследователей, дана ребенку с рождения. В ее основе лежит способность отключаться при неприятной, травмирующей сознание реальной действительности. Маленькие и новорожденные дети после нервного возбуждения мгновенно засыпают. Также поступают заболевшие взрослые люди. Почему так происходит? Это организм человека, включив торможение, способствует быстрейшему восстановлению сил. Ведь сон – это иное состояние сознания, уход от действительной реальности. Именно от этой естественной потребности человеческого организма берет свое начало психологическая защита – изолирование. Уход от общения, восприятия информации и любого взаимодействия с окружающим миром – именно так проявляет себя защитный механизм. В повседневной жизни психика человека прибегает к изолированию тогда, когда стрессовая ситуация вызвана общей усталостью, эмоциональным выгоранием или текущими проблемами на работе. Например, принятием ответственного решения или взятием на себя обязательств. То есть в тот момент, когда необходимо подумать, размышляя наедине.Желание переменить обстановку, избежать разговоров, пустых расспросов, отвернуться к стене, надев наушники, а иногда просто закрыться в комнате отключив телефон — все это нормальное проявление признаков изолирования. В чем же таится опасность? Изолированием, как формой защиты чаще всего пользуются возбудимые дети с повышенной иногда болезненной восприимчивостью. По мере взросления они часто замещают реальную жизнь на богатый внутренний мир. Главной трудностью человека, постоянно использующего эту форму защиты, становится нарушение эмоционального общения и взаимодействия с посторонними и близкими людьми. В повседневной жизни, когда окружение пытается сократить дистанцию в межличностном общении, в душе изолированной личности возникает психологический дискомфорт и внутреннее напряжение,которое в дальнейшем может перерасти в деперсонализацию (отстраненность, от происходящего вокруг) и отчуждение.Люди, предпочитающие изолирование, черпают свои знания об окружающем мире из личных наблюдений, при этом оставаясь в стороне от происходящего. Дистанция – это обязательное условие для созерцания. Причем как на уровне мыслительных и интеллектуальных процессов, так и на уровне воображения.В неблагоприятные периоды жизни люди, которым свойственны закрытость, замкнутость, нелюдимость, часто переживают одиночество. Их внутренний мир, населенный субъективными понятиями и личными представлениями непонятен простому человеку. Поэтому им не с кем поговорить и поделиться. Субъективность формирует непреодолимую смысловую дистанцию. И если дети могут удовлетворять потребность в общении с персонажами, живущими в их воображении, то взрослый в своих беседах остается наедине с собой. Это состояние точно характеризует Ницше: «Всегда один и один дает со временем двух». В профессиональной деятельности они наиболее успешны в тех областях, где допустимо опосредованное общение – по интернету, телефону или вообще в одиночестве. Их основные предпочтения — наука, литература или искусство. Преодоление изоляции напрямую связано с преодолением пассивности, инертности и физической статичности

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *