Как школа может убить в ребёнке желание учиться
Как школа может убить в ребёнке желание учиться.
В современных средствах массовой информации не счесть нападок на школьное обучение в России: что это, дань моде или действительно попытка что-то сломить в системе бесплатного образования? А ведь проблема есть, и проблема серьезнейшая. Современная школа в России превратилась в институт, начисто убивающий в ребенке желание учиться. Как и почему это происходит?
Происходит, это, конечно, не сразу. Загляните в счастливые глаза первоклассника, несущего свой первый букет и новенький портфель с нетронутыми тетрадками. В его сияющих глазах такая любовь к новой ступени взросления – школе, что эта радость передается всем: и старшеклассникам, уровень тревожности которых перевалил все возможные пределы, и подросткам, большинство из которых уже даже не носит в школу учебники.
Почему же первоклассник счастлив и горд, а многие, и даже родители, не возлагают на школьное образование никаких надежд? И почему желание учиться у ребенка пропадает уже не к двенадцати годам, как это определяется сменой ведущей деятельности, а гораздо раньше?
Вопросов много, ответов, к сожалению, мало. Первые «тычки» малыш-первоклассник получает почти сразу, когда во вроде бы безоценочной системе начинает чувствовать, какое место он занимает в негласной иерархии класса. То учительница прикрикнет на него, что он не может сидеть смирно и слушать, то дети высмеют его неумение что-то делать правильно. Во втором-третьем классе за ним уже прочно закрепится ярлык «троечник», «двоечник» и т.п., и ничего уже нельзя будет изменить.
А вы знаете, что у педагогов есть негласное правило ставить ученику примерно одинаковые оценки по основным предметам? А на педсовете это главная тема для обсуждения. Директор, завуч говорит: «А почему это у Петрова по всем предметам «двойки»-«тройки», а Марья Ивановна умудрилась его по биологии научить аж на «четыре»?»
И сидит, бедная учительница биологии, голову в плечи втянула, не знает, как объяснить этим повернутым в ее сторону насмешливым лицам, что мальчик этот, Петров, увлеченный ботаник, ни о чем, кроме цветов, говорить не может, ведь он на других уроках просто играет в телефон или откровенно скучает.
Не скажет она ничего педсовету, а в конце четверти возьмет да и поставит бедному Петрову «тройку» за пару неаккуратных рисунков в тетради по биологии, чтобы больше не звучала на педсовете ее фамилия. Ну, поплачет бедный Петров дома, ничего не поняв, да и забросит портфель со всем содержимым далеко, а на уроках биологии вытащит демонстративно телефон.Это один, не самый страшный пример.
Зайдите для интереса в коридор обычной средней школы, когда там идут уроки, если вас пустит охранник, конечно. Зайдите и просто послушайте. Из каждого кабинета будет доноситься голос, на повышенных тонах вещающий при почти мертвенной тишине класса. Две-три минуты подождите, и до вас донесется: «Иванов, повернись! Потому что! Посмотрите на него, умный нашелся! Встал и вышел из класса!» Дети ненавидят учителей, но при этом их ненависть переносится и на учебную деятельность.
Учителю нет необходимости мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность, вызвать хоть минимальный познавательный интерес. Классно-урочная система, внедренная Яном Амосом Коменским еще в семнадцатом веке, основанная на дисциплине и повторении того, что сказано на уроке учителем, не нашла себе за триста лет никакой замены.
Исследовательская работа в эти рамки вписывается слабо, проектная деятельность по большому счету – тоже внеклассная деятельность. Что остается ученику? Просиживать сорок минут урока тридцать четыре недели в году одиннадцать лет, чтобы потом нанимать репетитора, который подготовит к единому экзамену. А школа к ЕГЭ не готовит, это вам скажет любой педагог.
Стимула нет, мотивации нет, выбора нет – что еще остается бедному школьнику? Вот он и тянет эту бессмысленную лямку, запуганный ужасом предстоящего ЕГЭ, родительскими ожиданиями и завешанный с ног до головы учительскими ярлыками. Помогите ребенку отыскать под этими ярлыками его личность, и сделайте его счастливым!
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!